Бизнесмены нашего века работают в режиме многозадачности. Этого же умения они требуют от своих подчиненных. Обратная сторона многозадачности – снижение качества. Есть ли обходные пути? Как руководству компаний сэкономить, и в то же время не «взрывать мозги» себе и своим сотрудникам?

В сети Интернет размещается все больше вакансий, на которые требуется «и чтец, и жнец, и в дуду дудец». Ничего удивительного: в условиях экономического кризиса зарплатные бюджеты компаний существенно «съежились», а задачи по развитию бизнеса в остро-конкурентной среде все сложней. Как подняться на более высокую ступень организации своей коммерческой деятельности, увеличить продажи, настроить работу с персоналом, оптимизировать и регламентировать бизнес-процессы, не идя по классическому пути увеличения «поголовья» сотрудников?

Дамоклов меч многозадачности

Руководители компаний находят однозначный ответ на этот вопрос: сотрудники должны работать в режиме многозадачности. И вот вам обычная будничная картина: на вашем ноуте открыто 20 вкладок, и вы перескакиваете с одной на другую, успевая прочитать по два предложения. В это же время вы перекидываетесь репликами в чате, жуете бутерброд и слушаете любимый трек. Кажется, что вы успеваете много… Но практика показывает, что эффективность работы падает. Скорость выполнение задач тормозится, Вы нервничаете и растите в себе чувство вины. Ваш начальник недоволен и начинает подумывать о смене персонала. К концу дня Вы морально изматываетесь и думаете только об одном: скорее бы домой. Знакомая ситуация? На самом же деле ничего страшного и из ряда вон выходящего не происходит. Возможности мозга человека, распыленного на выполнение сразу нескольких задач, причем каждая из которых важнее другой, зачастую не позволяют вовремя концентрироваться на самом нужном и отделять в информационном потоке зерна от плевел.

Каков же выход, и есть ли он? Можно ли воспитывать «продуктивных многозадачников»? Не секрет, что мозг, как любой человеческий орган, вполне поддается тренировке. И более того, будет этому рад и отблагодарит Вас за то, что о нем вовремя позаботились. Подобно тому, как Ваше тело благодарно вздохнет после тренировки в бассейне.

Незаурядное в заурядном

Вторая половина двадцатого века и начало двадцать первого подарили человечеству множество революционных методик, которые призваны и помогают развивать «незаурядное в заурядном». Но применялись они, как правило, для тренировки спецперсонала, перед которым стоят непростые «спецзадачи». Однако, время внесло коррективы и понемногу спецметодики развития мозга и памяти стали «просачиваться» в широкие массы. Корпорации все больше озадачиваются тем, как увеличить эффективность персонала, не особенно преумножая его количество. Руководители тратят деньги на корпоративные тренинги по личной эффективности, менеджементу, управлению персоналом, продажам, ведению переговоров, развитию сервиса, финансовой грамотности, маркетингу, информационным технологиям…. Это все, безусловно, чудесно. Сотрудники проходят курсы в дружной компании коллег и выходят оттуда счастливые и «продвинутые». Но через какое-то время обретенные полезные навыки все же начинают «замыливаться», как глаз усталого снайпера…

На выручку приходят те самые «спецтехнологии», среди них, в частности, техника запоминания, творчества и организации мышления под названием Mind Mapping (в буквальном переводе «карт ума», или интеллект карт, или ментальных карт), изобретенная в 60-е годы прошлого века канадцем Тони Бьюзеном. Он лично установил рекорд в запоминании больших объёмов информации, а также стал автором многих книг-бестселлеров. Он также стал основателем чемпионатов памяти, которые сейчас очень популярны в международной культурной и спортивной жизни.

Крупнейшие западные корпорации используют метод MindMap в своей работе. Бьюзен оказывал консалтинговые услуги крупным международным организациям, таким как Microsoft, IBM, Walt Disney, Encyclopaedia Britannica, Barclays International, McLaren Technology, British Telecom, Royal Mail, Goldman Sachs, Oracle, STABILO, BBC и т.д.

«Завтрашний мир будет другим, и нам нужно задуматься, что же это означает и что с этим делать. В организациях ходят модные словечки «интеллектуальный капитал», но для того, чтобы извлечь прибыль из этого капитала, нужно активно работать, точно так же, как мы работаем с капиталом финансовым», — пишет Тони Бьюзен в своей книге «Как создать интеллектуальную организацию».

Помимо родоначальника методики Бьюзена, тему разрабатывали многие другие специалисты-практики. Книг по MindMap существует очень много, но мало кто умеет правильно этот метод практически использовать — так, чтобы он давал 100% результат.

Странные разноцветные рисунки

Итак, что же такое интеллектуальные (ментальные) карты и чем они полезны как для бизнесменов, так и прочих смертных?  Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Понятия и идеи представляются разноцветными ветками (от которых отходят более мелкие веточки) и запоминающимися цветными картинками. Отдельные части информации оказываются связаны между собой, выстроены в определенную иерархию. В результате, ее легко проанализировать, понять и запомнить. И даже скреативить что-то новенькое. Сперва даже не верится, что эти странные полудетские рисунки могут вывести человеческий разум на другой уровень! Но то-то и оно, что ментальные карты называют «сильнодействувющим средством от закипания мозга». И их использованию можно научиться!  Они эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью ментальных карт, к примеру, люди составляют семантические ядра, проектируют карту интернет-сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю. Интеллект-карты также помогут устроить эффективный мозговой штурм, помогут качественно законспектировать материал, проработать идею, «расписать» проект по исполнителям, и верно подойти целеполаганию.

Раньше никто и не подозревал о существовании ментальных картах, но сейчас их могут использовать все, в том числе используя специальные компьютерные программы.

В повседневной работе менеджера использовать методы и подходы ментальных карт можно для решения, к примеру, таких легких и нелегких задач, как:

  • Составление регламентов и должностных инструкций для персонала;
  • Создание организационной структуры компании;
  • Описание бизнес-процессов;
  • Проведение планерок и совещаний;
  • Проведение «мозговых штурмов»
  • Составление скриптов;
  • Работа над SWAT-анализом;
  • Проведение анализа рисков;
  • Составление маркетинг – плана;
  • Планирование встреч.

И это лишь мизерная часть задач, которые можно научиться решать быстро и качественно, прибегнув к тренировке мозга по «секретным», кропотливо собранным методикам.

Итак — выход из «плена непродуктивной многозадачности» есть. Можно вполне измеримым образом «прокачать» ресурсность мозга и заставить его запоминать больше и запоминать навсегда. Получить систему «параллельного процессинга» в своей голове. Как бонус – «взрыхлить» творческий потенциал и получить поразительные результаты. Это вполне возможно, если Вы отдадите заботу о своем мозге в руки профессионалов. В международном образовательном центре Inten научат и взрослого и ребенка, и простого всезнайку, и школьника, и студента, и начинающего, и «продвинутого» бизнесмена.

Главное – начать учиться по выбранной Вами удобной схеме, и результаты действительно удивят.  Это — авторский курс Андрея и Людмилы Сподин «МЕГАСКОРОЧТЕНИЕ», который уже более 10 лет на рынке: